Русский художник, мыслитель, писатель Николай Константинович Рерих
Жизнь и творчество Николая Рериха
удивительны.
Этот путешественник написал множество мудрых книг, а также являлся ученым,
философом, мистиком, археологом и общественным деятелем.
Детство и юность
Художник родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Его отец Константин Федорович (Константин Федорович) был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать, Мария Васильевна Калашникова, происходит из купеческой семьи. Мальчик получил хорошее образование. С детства он любил собирать гербарии и изучать диких животных и растения. Еще одно увлечение юного Рериха - старинные сказки. С интересом слушал и даже писал былины и поверья. Сюжет этих диалогов позже будет отображен в его картинах. Его первым учителем рисования были скульптор, друг семьи. Увидев работы юного Николая, он убедил Константина Федоровича Рериха, что его сын должен серьезно относиться к живописи. Но отец не поддерживает все увлечения ребенка. Он очень хотел, чтобы его сын стал продолжать его работу. В 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета. Ранние работы Рериха привлекли внимание великого русского живописца Илью Репина. В 1897 году Николай Константинович был удостоен звания художника за его картину «Гонец». Эта его дипломная работа была куплена одним из братьев Третьяковым – владельцем и основателем знаменитой Третьяковской галереи.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках и находясь в постоянном притяжении к природе, художник пытался создать художественную концепцию прошлого русской истории. Рерих особенно остро ощущал «антагонизм» между природой и современными городами. Он видел путь обновления жизни и духа в возвращении к природе. Рерих задумал проект под названием «Начало России. Славяне», призванный показать гармоничную интеграцию древних людей и природы.
В 1899 году он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года они сыграли свадьбу. Елена Ивановна подарила Николаю Рериху верность партнера и вдохновение, всю жизнь они будут идти рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 г. у них родился сын Юрий, будущий востоковед, в 1904 г. - сын Святослав, будущий художник и общественный деятель.
В 1900 году Николай Рерих отправился в Париж, чтобы пополнить свое художественное образование и улучшить манеру письма картин. В Париже он продолжил работу над «Славянской серией», но, опираясь на опыт новых французских живописцев, Рерих освоил цвет и живопись. В Париже написаны картины Красные паруса: Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Новый стилизованный метод письма предал его работам счастливый и оптимистичный взгляд на жизнь.
В 1903–1904 годах Рерих ездит по России. Цель этой поездки - изучить корни русской культуры. Это путешествие принесло с собой масштабную архитектурную серию картин и статей художника, среди которых Рерих одним из первых поднял вопрос о большой художественной ценности древнерусского зодчества. В картинах того периода художник в основном стремился передать мощь древних каменных построек, сохранившихся на протяжении многих веков.
В это время он познакомился с восточным искусством и культурой. Это отражается и в его творчестве. Если в ранних картинах художника объектом определения является древняя языческая Русь, красочные изображения народных эпосов («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то с середины 1905 г. его многие картины и рисунки посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России и Индии и их общие истоки сделали Рериха художником и ученым. Пропорция времени - прошлого, настоящего и будущего - имеет для него огромное значение.
Жизнь в эмиграции
С 1906 по 1909 год Николай Рерих жил и работал в Европе, совмещая творчество и общественную деятельность. После революции с 1917 года находится в эмиграции. В это время он принимает участие в азиатской экспедиции. Часто и много путешествует. В эмиграции ученый рассказывал о русском искусстве, делал персональные выставки, писал книги, стихи и пьесы. Что же пытался найти художник в этих поездках? Рерих стремится максимально глубоко понять и выразить особенности русской и западной культуры в своих картинах. Для Рериха его главная задача - духовная связь между Россией и Востоком, и он надеется, что это можно выразить, пройдя по нетронутым дорогам Монголии и Тибета. На художника также повлияли легенды и рассказы народов Востока и Запада о загадочной стране, расположенной в горной местности недалеко от Индии или Тибета. Средневековые рыцари верили, что Святой Грааль, который находился, по их мнению, в этих местах, был высшим символом рыцарского посвящения и служения. С XII века в Древней Руси отправлялись на восток искать «земной рай». Индийцы верят, что священная гора Меру - центр мира и источник счастья, тибетцы и монголы называют ее местом бессмертия и высочайшей справедливости, а называли её Шамбалой. Рериха удивила схожесть фольклора. Художник начал строить планы на путешествия по Востоку. «Великий индийский путь» становился все более и более привлекательным, но события, связанные с Первой мировой войной и состоянием здоровья, вынудили уехать не на Юг, а на Север, в Финляндию, где художник и его семья обосновались в 1916 году.
Но уже в 1920-1922 годах художник жил и работал в США, где устраивал выставки и занимался художественной и просветительской деятельностью. В Соединенных Штатах Рерих реализовал концепцию организации музеев, включающих все виды искусства. По его инициативе в Чикаго были созданы Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке - Институт объединенных искусств. Его задачей было - через искусство тесно связать разные этносы. Три года деятельности в Соединенных Штатах, наконец, реализовали долгожданную возможность поехать в Азию. В 1923 году в Нью-Йорке был основан Музей Николая Рериха. Весной 1923 года Рерих вернулся в Европу с семьей. Летом и ранней осенью он путешествовал по Италии и Швейцарии, а в ноябре отплыл из Марселя в Индию.
Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Эта экспедиция длилась с 1924 по 1928 год. В ходе экспедиции проводились археологические и этнографические исследования в неосвоенных районах Азии, были обнаружены редкие книги, языковые материалы, фольклорные произведения, описаны местные обычаи и написаны книги («Сердце Азии», «Алтай-Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник показал панорамный вид живописного маршрута экспедиции, и приступил к созданию серии картин« Гималаи ».
Жизнь в Индии
С конца 1935 года Рерих переехал в Индию окончательно. Этот этап жизни был для художника и писателя самым плодотворным. Куда бы ни был художник, куда бы он ни пошел, его жизнь и путь сопровождаются картинами и эскизами, которые объединяются в большие серии, но самая грандиозная - это гималайская серия. От первой встречи с Гималаями до конца жизни Рерих возвращался к этой теме. Гималаи на картинах озарены солнечным светом, окутаны белыми облаками, покрыты снегом, погружены в голубизну ночного неба, становясь вершиной всего его творчества. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили это новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера проводились в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.
Рерих в живописи стремился к максимальной чистоте тона, яркости цвета, к изысканной красоте. Используя поразительные возможности голубого и синего цвета, он раскрывал эти цвета на своих полотнах. Обилие этих цветов исследователи называют цветом Космоса. Рерих видит золотом или серебром светящуюся Землю в голубых космических просторах (Меч Гэсэра, Гуга Чохан). Современниками Рерих воспринимается человеком космического сознания. Они называли его «Мастером Гор».
Находясь в Индии, Николай Рерих, ухватился за любую возможность, чтобы помочь России в борьбе с фашизмом и ужасами Второй мировой войны. Вместе со своим младшим сыном Святославом Рерихом он организовывал выставки и продавал картины, а все вырученные средства перечислял в фонды Советского Красного Креста и Красной Армии. Он писал статьи в газетах и выступал по радио в поддержку советских людей. Во время войны художник снова взял в качестве темы Родину. В этот период он создал множество картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа» и др., темами которых вновь становятся русские исторические образы. На своих полотнах он предсказал победу русского народа над фашизмом.
После войны художник сразу же подал заявление на визу для въезда в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года скончался. В долине Куру на месте погребения был установлен большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир "
Память о художнике
Необычная жизнь художника поразила не только его современников, но и последующие поколения. Его память решили увековечить в веках. По всему миру организованы дома-музеи имени Рериха. Его именем названы географические объекты:
15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета в Солнечной системе и названа в честь Рерихов. 15 августа 1963 года в День независимости Индии томские альпинисты поднялись на вершину и назвали её именем Н. К. Рериха. Рядом находится перевал, а на Тянь-Шане два перевала и ледник, названные в честь Рериха.
13 сентября 2009г. на территории «Бирюзовой Катуни» на берегу реки Катунь состоялось торжественное открытие памятника «Рериху от народа Алтая», который стал вторым в мире, возведенным в память о художнике. Первый мемориал Н.К. Рериху был установлен в Москве в 1999 году. Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были одним целым горным миром, именно поэтому дневниковые записи об экспедиции по этим местам были названы им «Алтай – Гималаи». И благодарные жители Алтайского края увековечили его память в изумительной скульптурной композиции монументного значения.
Пакт Рериха
Еще одним важным наследием Рериха стал проект Знамя Мира. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с Красотой и Знанием. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но мышление и чувство Красоты дают благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.
В 1929 году Рерих вместе с доктором международного права и политологии Парижского университета разработал Договор о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с договором Н.К. Рерих предложил уникальный символ защиты объектов - флаг мира, представляющий собой белый флаг с тремя красными кругами, которые обнимает большая красная окружность, олицетворяющий единство прошлого, настоящего и будущего в вечном круге, а также единство искусства, науки и религии, объединенной культурой. За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира.
Пакт Рериха стал первым международным законом, посвященным защите культурных ценностей, и единственным соглашением в этой области, которое было принято частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на четвертой сессии ЮНЕСКО было решено начать защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1954 году Пакт Рериха стал основой Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».
Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его картинах.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Опираясь на текст лекции, заполните таблицу о том, что вы узнали о Н. Рерихе.
Художник |
Написал более 7000 картин |
Философ |
|
Писатель |
|
Путешественник |
|
Общественный деятель |
|
2. Опираясь на текст лекции, соотнесите годы жизни В.С. Золотухина с событиями, которые происходили в это время:
1. 1893 г. |
а. Родился |
2. 1897 г. |
б. Свадьба |
3. 1901 г. |
в. Путешествие по России |
4. 1874 г. |
г. Поступление в учебные заведения |
5. 1903-1904 гг. |
д. Получение звания художника |
6. 1924-1928 гг. |
е. Переезд в Индию |
7. 1947 г. |
ж. Художник жил и работал в США |
8. 1935 г. |
з. Год смерти художника |
9. 1920-1922 гг. |
и. Главная экспедиция в жизни Рериха |
3. Выберите правильный вариант.
Пакт Рериха – это
а. Контракт о защите культурных ценностей.
б. Договор о защите культурных ценностей.
в. Трактат о защите культурных ценностей.
4. В тексте вы встретили словосочетание «древнерусское зодчество». Объясните значение этого словосочетания.
5. В тексте: «Рерих задумал проект под названием «Начало России. Славяне». Назовите значение слова «славяне» в этом предложении.
6. В 1904 г. Родился младший сын Рериха Святослав, будущий художник и общественный деятель. Имя Святослав очень древнее. Оно состоит из двух корней. Назовите их. Что означает это имя?
7. Установите синонимические соответствия между выделенной частью предложения (конструкцией) и вариантами ответов.
В картинах того периода художник в основном стремился передать мощь древних каменных построек, которые сохранились на протяжении многих веков |
Сохраняющихся на протяжении многих веков |
Сохраняемых на протяжении многих веков |
|
Сохранившихся на протяжении многих веков |
|
Сохранявшихся на протяжении многих веков |
8. Выберите правильный вариант.
Находясь в Индии, Николай Рерих, ухватился за любую возможность, … помочь России в борьбе с фашизмом и ужасами Второй мировой войны.
а. что
б. чтобы
в. и
г. чему
д. для
9. Опираясь на текст лекции, продолжите предложение: Россия богата … .
а. с замечательными традициями
б. замечательных традиций
в. замечательными традициями
г. замечательным традициям