Русский художник, мыслитель, писатель Николай Константинович Рерих

Жизнь и творчество Николая Рериха удивительны. Этот путешественник написал множество мудрых книг, а также являлся ученым, философом, мистиком, археологом и общественным деятелем.

Детство и юность

Художник родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Его отец Константин Федорович (Константин Федорович) был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать, Мария Васильевна Калашникова, происходит из купеческой семьи. Мальчик получил хорошее образование. С детства он любил собирать гербарии и изучать диких животных и растения. Еще одно увлечение юного Рериха - старинные сказки. С интересом слушал и даже писал былины и поверья. Сюжет этих диалогов позже будет отображен в его картинах. Его первым учителем рисования были скульптор, друг семьи. Увидев работы юного Николая, он убедил Константина Федоровича Рериха, что его сын должен серьезно относиться к живописи. Но отец не поддерживает все увлечения ребенка. Он очень хотел, чтобы его сын стал продолжать его работу. В 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета. Ранние работы Рериха привлекли внимание великого русского живописца Илью Репина. В 1897 году Николай Константинович был удостоен звания художника за его картину «Гонец». Эта его дипломная работа была куплена одним из братьев Третьяковым – владельцем и основателем знаменитой Третьяковской галереи.

Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках и находясь в постоянном притяжении к природе, художник пытался создать художественную концепцию прошлого русской истории. Рерих особенно остро ощущал «антагонизм» между природой и современными городами. Он видел путь обновления жизни и духа в возвращении к природе. Рерих задумал проект под названием «Начало России. Славяне», призванный показать гармоничную интеграцию древних людей и природы.

В 1899 году он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года они сыграли свадьбу. Елена Ивановна подарила Николаю Рериху верность партнера и вдохновение, всю жизнь они будут идти рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 г. у них родился сын Юрий, будущий востоковед, в 1904 г. - сын Святослав, будущий художник и общественный деятель.

В 1900 году Николай Рерих отправился в Париж, чтобы пополнить свое художественное образование и улучшить манеру письма картин. В Париже он продолжил работу над «Славянской серией», но, опираясь на опыт новых французских живописцев, Рерих освоил цвет и живопись. В Париже написаны картины Красные паруса: Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Новый стилизованный метод письма предал его работам счастливый и оптимистичный взгляд на жизнь.

В 1903–1904 годах Рерих ездит по России. Цель этой поездки - изучить корни русской культуры. Это путешествие принесло с собой масштабную архитектурную серию картин и статей художника, среди которых Рерих одним из первых поднял вопрос о большой художественной ценности древнерусского зодчества. В картинах того периода художник в основном стремился передать мощь древних каменных построек, сохранившихся на протяжении многих веков.

В это время он познакомился с восточным искусством и культурой. Это отражается и в его творчестве. Если в ранних картинах художника объектом определения является древняя языческая Русь, красочные изображения народных эпосов («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то с середины 1905 г. его многие картины и рисунки посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России и Индии и их общие истоки сделали Рериха художником и ученым. Пропорция времени - прошлого, настоящего и будущего - имеет для него огромное значение.

 Жизнь в эмиграции

С 1906 по 1909 год Николай Рерих жил и работал в Европе, совмещая творчество и общественную деятельность. После революции с 1917 года находится в эмиграции. В это время он принимает участие в азиатской экспедиции. Часто и много путешествует. В эмиграции ученый рассказывал о русском искусстве, делал персональные выставки, писал книги, стихи и пьесы. Что же пытался найти художник в этих поездках? Рерих стремится максимально глубоко понять и выразить особенности русской и западной культуры в своих картинах. Для Рериха его главная задача - духовная связь между Россией и Востоком, и он надеется, что это можно выразить, пройдя по нетронутым дорогам Монголии и Тибета. На художника также повлияли легенды и рассказы народов Востока и Запада о загадочной стране, расположенной в горной местности недалеко от Индии или Тибета. Средневековые рыцари верили, что Святой Грааль, который находился, по их мнению, в этих местах, был высшим символом рыцарского посвящения и служения. С XII века в Древней Руси отправлялись на восток искать «земной рай». Индийцы верят, что священная гора Меру - центр мира и источник счастья, тибетцы и монголы называют ее местом бессмертия и высочайшей справедливости, а называли её Шамбалой. Рериха удивила схожесть фольклора. Художник начал строить планы на путешествия по Востоку. «Великий индийский путь» становился все более и более привлекательным, но события, связанные с Первой мировой войной и состоянием здоровья, вынудили уехать не на Юг, а на Север, в Финляндию, где художник и его семья обосновались в 1916 году.

Но уже в 1920-1922 годах художник жил и работал в США, где устраивал выставки и занимался художественной и просветительской деятельностью. В Соединенных Штатах Рерих реализовал концепцию организации музеев, включающих все виды искусства. По его инициативе в Чикаго были созданы Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке - Институт объединенных искусств. Его задачей было  - через искусство тесно связать разные этносы. Три года деятельности в Соединенных Штатах, наконец, реализовали долгожданную возможность поехать в Азию. В 1923 году в Нью-Йорке был основан Музей Николая Рериха. Весной 1923 года Рерих вернулся в Европу с семьей. Летом и ранней осенью он путешествовал по Италии и Швейцарии, а в ноябре отплыл из Марселя в Индию.

Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Эта экспедиция длилась с 1924 по 1928 год. В ходе экспедиции проводились археологические и этнографические исследования в неосвоенных районах Азии, были обнаружены редкие книги, языковые материалы, фольклорные произведения, описаны местные обычаи и написаны книги («Сердце Азии», «Алтай-Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник показал панорамный вид живописного маршрута экспедиции, и приступил к созданию серии картин« Гималаи ».

Жизнь в Индии

С конца 1935 года Рерих переехал в Индию окончательно. Этот этап жизни был для художника и писателя самым плодотворным. Куда бы ни был художник, куда бы он ни пошел, его жизнь и путь сопровождаются картинами и эскизами, которые объединяются в большие серии, но самая грандиозная - это гималайская серия. От первой встречи с Гималаями до конца жизни Рерих возвращался к этой теме. Гималаи на картинах озарены солнечным светом, окутаны белыми облаками, покрыты снегом, погружены в голубизну ночного неба, становясь вершиной всего его творчества. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили это новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера проводились в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.

Рерих в живописи стремился к максимальной чистоте тона, яркости цвета, к изысканной красоте. Используя поразительные возможности голубого и синего цвета, он раскрывал эти цвета на своих полотнах. Обилие этих цветов исследователи называют цветом Космоса. Рерих видит золотом или серебром светящуюся Землю в голубых космических просторах (Меч Гэсэра, Гуга Чохан). Современниками Рерих воспринимается человеком космического сознания. Они называли его «Мастером Гор».

Находясь в Индии, Николай Рерих, ухватился за любую возможность, чтобы помочь России в борьбе с фашизмом и ужасами Второй мировой войны. Вместе со своим младшим сыном Святославом Рерихом он организовывал выставки и продавал картины, а все вырученные средства перечислял в фонды Советского Красного Креста и Красной Армии. Он писал статьи в газетах и выступал по радио в поддержку советских людей. Во время войны художник снова взял в качестве темы Родину. В этот период он создал множество картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа» и др., темами которых вновь становятся русские исторические образы. На своих полотнах он предсказал победу русского народа над фашизмом.

После войны художник сразу же подал заявление на визу для въезда в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года скончался. В долине Куру на месте погребения был установлен большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир "

Память о художнике

Необычная жизнь художника поразила не только его современников, но и последующие поколения. Его память решили увековечить в веках. По всему миру организованы дома-музеи имени Рериха. Его именем названы географические объекты:

15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета в Солнечной системе и названа в честь Рерихов. 15 августа 1963 года в День независимости Индии томские альпинисты поднялись на вершину и назвали её именем Н. К. Рериха. Рядом находится перевал, а на Тянь-Шане два перевала и ледник, названные в честь Рериха.

13 сентября 2009г. на территории «Бирюзовой Катуни» на берегу реки Катунь состоялось торжественное открытие памятника «Рериху от народа Алтая», который стал вторым в мире, возведенным в память о художнике. Первый мемориал Н.К. Рериху был установлен в Москве в 1999 году. Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были одним целым горным миром, именно поэтому дневниковые записи об экспедиции по этим местам были названы им «Алтай – Гималаи». И благодарные жители Алтайского края увековечили его память в изумительной скульптурной композиции монументного значения.

Пакт Рериха

Еще одним важным наследием Рериха стал проект Знамя Мира. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с Красотой и Знанием. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но мышление и чувство Красоты дают благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

В 1929 году Рерих вместе с доктором международного права и политологии Парижского университета разработал Договор о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с договором Н.К. Рерих предложил уникальный символ защиты объектов - флаг мира, представляющий собой белый флаг с тремя красными кругами, которые обнимает большая красная окружность, олицетворяющий единство прошлого, настоящего и будущего в вечном круге, а также единство искусства, науки и религии, объединенной культурой. За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Пакт Рериха стал первым международным законом, посвященным защите культурных ценностей, и единственным соглашением в этой области, которое было принято частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на четвертой сессии ЮНЕСКО было решено начать защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1954 году Пакт Рериха стал основой Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его картинах.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.      Опираясь на текст  лекции, заполните таблицу о том, что вы узнали о Н. Рерихе.

Художник

Написал более 7000 картин

Философ

 

Писатель

 

Путешественник

 

Общественный деятель

 

 

2.      Опираясь на текст  лекции, соотнесите годы  жизни  В.С. Золотухина с событиями, которые происходили в это время:

1.      1893 г.

а.       Родился

2.      1897 г.

б.      Свадьба

3.      1901 г.

в.      Путешествие по России

4.      1874 г.

г.       Поступление в учебные заведения

5.      1903-1904 гг.

д.      Получение звания художника

6.      1924-1928 гг.

е.       Переезд в Индию

7.      1947 г.

ж.     Художник жил и работал в США

8.      1935 г.

з.       Год смерти художника

9.      1920-1922 гг.

и.      Главная экспедиция в жизни Рериха

 

3.      Выберите правильный вариант.

Пакт Рериха – это

а.       Контракт о защите культурных ценностей.

б.      Договор о защите культурных ценностей.

в.      Трактат о защите культурных ценностей.

 

4.      В тексте вы встретили словосочетание «древнерусское зодчество». Объясните значение этого словосочетания.

 

5.      В тексте: «Рерих задумал проект под названием «Начало России. Славяне».  Назовите значение слова «славяне» в этом предложении.

 

6.      В 1904 г. Родился младший сын Рериха Святослав, будущий художник и общественный деятель. Имя Святослав очень древнее. Оно состоит из двух корней. Назовите их. Что означает это имя?

 

7.      Установите синонимические соответствия между выделенной частью предложения (конструкцией) и вариантами ответов.

В картинах того периода художник в основном стремился передать мощь древних каменных построек, которые сохранились на протяжении многих веков

Сохраняющихся на протяжении многих веков

Сохраняемых на протяжении многих веков

Сохранившихся на протяжении многих веков

Сохранявшихся на протяжении многих веков

8.      Выберите правильный вариант.

Находясь в Индии, Николай Рерих, ухватился за любую возможность, … помочь России в борьбе с фашизмом и ужасами Второй мировой войны.

а.       что

б.      чтобы

в.      и

г.       чему

д.      для

 

9.      Опираясь на текст лекции, продолжите предложение: Россия богата … .

а.       с замечательными традициями

б.       замечательных традиций

в.      замечательными традициями

г.       замечательным традициям

 

 

Последнее изменение: Понедельник, 14 Декабрь 2020, 22:36