Алтайская Русь Георгия Гребенщикова
Алтайская Русь Георгия Гребенщикова
Русский прозаик, драматург, журналист, общественный деятель Гребенщиков Георгий Дмитриевич родился 24 апреля (6 мая) 1882 года в с. Николаевский рудник Змеиногорского уезда Томской губернии.
Первый литературный опыт Гребенщикова относится к 1904-1905 гг. В «Семипалатинском листке», взяв псевдоним «Крестьянин Г.», он публикует первые печатные произведения: очерки, стихи, рассказы. В апреле 1906 года была напечатана первая книга Гребенщикова, называвшаяся «Отголоски сибирских окраин», правда, сам он ее называл неудачной. В 1909 году Георгия Дмитриевича пригласили в Томск в журнал «Молодая Сибирь» в качестве ответственного секретаря. Журнал был создан участниками литературного кружка Томска под руководством видного общественного деятеля и просветителя Григория Потанина.
Крупнейшим событием в биографии Гребенщикова были его поездки в 1910-1911 годах на Алтай с целью бытовых и этнографических наблюдений.
С 1911 года он выступает с докладами и статьями о путешествиях по Алтаю. Затем эти исторические и этнографические заметки были опубликованы под названием «Алтайская Русь».
Основой историко-этнографического очерка Георгия Гребенщикова «Алтайская Русь» стало исследование эволюции представления о государственной, или упорядоченной форме жизни человека и той общности, в которой живет, или социализируется.
«Алтайская Русь» в переложении Георгия Гребенщикова реконструкцию в новых географических и климатических условиях Московской боярской Руси: « И диву даешься теперь, что без почт, железных дорог и пароходов пришел на горы, в ущелья и за хребты весь тот тяжелый груз русского уклада, который вырос в Москве и Пскове и который кажется таким неповоротливым».
Место социальное конструирование реальности, связанное, прежде всего, с конструированием исторической памяти с учетом ее интеграции с историческим сознанием общества. Историческая память представляет собой символическую репрезентацию прошлого, важнейшую составляющую самоидентификации как индивида, так и общества; память – глубинный источник человеческого воображения. Немецкий египтолог Я. Ассман разработал теорию культурной памяти, в рамках которой он разграничил «живую» коммуникативную и символическую культурную память. Живая коммуникативная память связана с устной традицией, возникающей из опыта пережитого и культивации воспоминаний в контексте межличностных взаимодействий в повседневной жизни. Символическая культурная память соотносится с традицией формализованной, выходящей за рамки опыта отдельных людей или групп и выраженной в памятных местах, датах, церемониях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках. От культурной памяти коммуникативную отличает недолговечность (всего 80–100 лет) и отсутствие общепризнанных «пунктов фиксации», связывающих её с глубоким прошлым.
«Готическая душа» русского беглого человека, не знающая границ для себя и ее политического честолюбия, стремилась преодолеть пространство своего времени и своей истории, пытаясь в новых формах жизни актуализировать постулаты мифологического историзма, предполагающего наличие Центра, в котором неразличимы начало и конец исторического действия, где оно становится бесконечным.
В горах южного Алтая XVIII в. создается модель полиса- государства, представляющего собой сеть русских деревень: «Деревни эти были, разумеется, до смешного малы, но, разбросанные по ущельям, они плотно садились на новую почву и запускали в нее свои крепкие корни. Вернее, это были заимки в две-три, а иногда и в одну избу, но по тамошним условиям жизни изба с женщиной и квашнею, с топором и собакою представляла значительный культурный пункт».
Форма организации жизни «Алтайская Русь» представляет о бой метод определения форм социального существования, согласующего собственно государственное бытие человека и его индивидуальную волю. Глубинной основой, первоначалом подобной образования явились крупные города, основанные святыми отцами: Вологда - преподобным Дмитрием, Ростов - старцами Леонтием и Виссарионом, Смоленск - святым князем Феодором, Псков - Варлаамом, Великий Новгород - Михаилом Юродивым Господи ради и пр. Своеобразие Алтайской Руси заключается в том, что, избирая в качестве образца социального устройства крупные города, «засельщики» формировали идеальную модель повседневной жизни, гармонически согласующую городскую и крестьянскую культуры, духовный уклад России и душевную семантику Руси.
Душа занимает промежуточное положение между миром идей (сектанты-славяне Алтайской Руси) и чувственным миром («каменщики» - русские бродяги Алтайской Руси). Душа в состоянии познавать идеи, поэтому она принадлежит сверхчувственному миру, следовательно, неразрушима, непознаваема, неизменна и единична. Душа Московской Руси - государства российского - в Бухтарминском крае, сохранившем средневековую Русь, Русь, представлявшую собою громадную обитель, населенную миллионами суровых спасавшихся людей. «И он шел все глубже в леса, все выше в горы, пробиваясь по непроходимым трущобам, по опасным утесам, через страшные пропасти и бурные протоки, через «белки» и альпийские болота, пока перед ним не встала, как престол самого Бога, величайшая ледяная гора Белуха, родительница белых чудесных вод, таких белых и чистых, как те молочные и кисельными берегами, о которых рассказывают в сказках и которые уготовлены в наследие только праведным... Слава о заселившихся в глухих Алтайских горах русских людях перенеслась далеко за пределы Урала, и не знали, где находится это обетованное новое царство, это благочестивое Беловодье, однако многие согбенные странники двинулись по пыльным сибирским дорогам искать его благодатную сень».
Идеальное государство, как и душа, лежит в промежуточном мире, обе имеют родственные цели - подготовку людей к переходу от земной жизни к божественной, т.е. выполняют воспитательную функцию. Основным способом символьного (языкового) согласования деятельности Алтайской Руси является введение в систему секвенционного мышления. Деятельность сообщества, организованного в соответствии с этническим принципом, закрепляется, прежде всего, в текстовой деятельности, которая создает предпосылки для включения сообщества в общечеловеческий коммуникативный процесс. Отсюда общечеловеческий процесс коммуникации может рассматриваться как взаимодействие текстов, организующихся в цепочки (секвенции) по информационно-ментальному и информационно-эмоциональному принципам.
Поскольку государство Алтайская Русь формируется не по этническому, а по социально-философскому принципу, то способ резонансного взаимодействия с общечеловеческой средой видоизменяется: это не включения, но подключение к общечеловеческой системе знаний через изучение готовых текстов. Текстовая деятельность сводится к процессу взаимодействия с готовым текстом и включения в свой опыт его содержания. «Не лишне сказать несколько слов о грамотности, которая среди бухтарминцев стоит весьма не высоко. Грамотеями являются больше люди, прикосновенные к Писанию, пишущие по церковно-славянски и дальше псалтыри не идущие... Школа помещается в одной из изб. Дети сидят на низеньких чурках или на досках, лицом в передний угол. Перед ними на лавках лежат развернутые псалтыри и часословы и дети во весь голос твердят по ним азы или псалмы... Учатся таким путем они по три или пять лет, пока не «выйдут всю науку. А выйти всю науку, это значит, усвоить то, что знает их учитель, т.е. уметь читать, «как рекой брести», псалтырь и часослов, все молитвы и знать потребное богослужение».
Духовная коллективность получает отражение в принципах воссоздания внутренней формы полиса в Бухтарминском крае - семье. «Прожить до старости без нарушения семейной и общественной этики - вот что было идеалом для всякого идущего в жизнь человека. А от того, что в этом была искренняя вера, люди следовали этому без усилий над собою, с искренним удовольствием». Семейный уклад суть совокупность логических форм, поддерживающих синтетическую конструкцию Алтайской Руси. Логически формы - это формы конструирующие или конструктивные, созидающие и дающие (передающие, сообщающие, воспроизводящие). Логические формы - формы внутренние по отношению к формам номинативным, онтическим, определяющим пространство обитания: Бухтарминский край, южный Алтай (горы южного Алтая), «Камень» (отсюда жители Алтайской Руси - «каменщики»), Алтайские горы, Беловодье, Бийская линия, торговый Китайский путь. Географические границы Бухтарминского края, влияющие на этос (нрав), а, следовательно, и биологическое время семьи, совпадают с пространством долины Бухтармы. «Таким образом, долина Бухтармы тянется по южному склону Алтая с Востока на Запад свыше четырехсот верст, и территория Бухтарминского края занимает значительную площадь - около пятидесяти тысяч квадратных верст. Бухтарминский край, образуя треугольник, граничит: с севера с Белухой и долиной Катуни, с юго-запада с долиной Иртыша и горными грядами Ивановского и Коксинского хребтов».
История во времени, история генетических связей, сменяется историей в пространстве, историей формирования коммуникативных отношений, детерминированных принципом функциональной достаточности. Однако признание семейного уклада типом социального контекста, достаточного для реализации личности, не ведет к изменению этнического сознания Московской Руси - способа осознания тождественности с другими общностями
Результатом развития Алтайской Руси является создание специфической гармонической модели духовного уклада, основанной на культуре разумения слова («благочестие») в локальном ареале «Беловодье». В земле обетованной Беловодье власть ограничивается пространством, отталкиваясь от его границ, «замыкая на себе Разум». В этом пространстве Мировая душа стягивает бытие воедино, т.е. устанавливает его предел, делая его рациональным. Беловодье - территория, где преодолевается пространство, создается возможность вернуться к истоку России - Московскому царству. Пространство Беловодья пластически формируется силой, заполняющей его: «Без исключения все эти люди здоровые, цветущие, ширококостные и рослые. Мужчины большей частью темноволосы, а женщины белокуры. Взгляд всегда смелый, открытый, голос громкий и певучий, движения быстры и проворны. Все, и мужчины, и женщины, и дети, и старики отлично ездят верхом и ездить на телегах не любят».
Создание новой формы государственного устройства, территориально закрепленного за южным Алтаем, Бухтарминским краем, знаменовало направленность сознания россиянина, изыскивающего истину, на происходящее внутри его самого. «Всякий центр силы... из себя конструирует весь остальной мир», который в Беловодье зиждется на принципах любви. Именно в Беловодье человек раскрывает тайну человеческой любви. Это место, создающее предпосылки для того, чтобы выработать ритмы, ведущие к надлежащему и позволяющие душе следовать твердым законам. Беловодье - место, куда гонит инстинкт самосохранения - сохранения в себе Мировой душе - тонкой материи, пронизывающей все существующее и связывающей материальный мир с духовным, земной с потусторонним.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
Что стало крупнейшим событием в биографии Георгия Дмитриевича Гребенщикова?
2. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
Под каким названием были опубликованы этнографические заметки Г.Д. Гребенщикова?
3. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
Реконструкцию какой социальной и государственной формы представляет «Алтайская Русь» Г.Д. Гребенщикова?
4. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
Чем знаменит и важен для России город Томск?
5. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
Что вы знаете о русских городах Вологда, Смоленск, Псков, Великий Новгород?
6. Опираясь на текст лекции, ответьте на вопрос:
В какой горной цепи России располагается гора Белуха?
7. Найдите в тексте предложения, в которых подлежащее и сказуемое, выражены именем существительным.
8. В тексте:
Не лишне сказать несколько слов о грамотности, которая среди бухтарминцев стоит весьма не высоко. Грамотеями являются больше люди, прикосновенные к Писанию, пишущие по церковно-славянски и дальше псалтыри не идущие... Школа помещается в одной из изб. Дети сидят на низеньких чурках или на досках, лицом в передний угол. Перед ними на лавках лежат развернутые псалтыри и часословы и дети во весь голос твердят по ним азы или псалмы...».
Назовите однокоренные слова прилагательному грамотный:
9. Найдите в тексте примеры словосочетаний со связью управления, согласования и примыкания.